Поведенческие факторы являются серьезным инструментом продвижения, который учитывают популярные поисковые системы. Стоит ли пытаться их накручивать, или лучше уделить внимание повышению функциональности сайта для привлечения настоящих пользователей?
Теория
Поведенческие факторы представляют собой определенный набор действий посетителей конкретного ресурса. Сюда относится вход на сайт и общее время пребывания на ресурсе, переходы по его страницам, повторное возвращение на ресурс.
Говоря более научным языком, факторы поведения пользователей — это совокупность характеристик, благодаря которым поисковые системы определяют заинтересованность посетителей в сайте, его привлекательность для людей, а не для машин.
Тенденция учета этих факторов поисковыми машинами становится стойкой. Поведенческие факторы влияют на ранжирование ресурсов при формировании выдачи, и это учитывают специалисты по продвижению интернет-сайтов.
Впервые факторы поведения были включены в список характеристик сайтов при ранжировании в 2010 году. Особого внимания на этот факт никто не обращал — вплоть до первого случая крупной накрутки факторов в 2011 году. Сайт, сделавший это, взлетел в выдаче поиска. Крупным поисковым системам пришлось срочно разрабатывать методы борьбы с накрутками. Но об этом чуть позже.
Что входит в понятие факторов поведения
На самом деле поведенческих факторов не так уж много. Это данные о посещаемости ресурса, информация о количестве переходов на сайт через поисковые системы. Отдельно рассматривается поведение гостя на сайте — глубина просмотра страниц, частота заходов, их продолжительность.
Учитывается также число отказов — если посетитель не нашел интересной информации и вышел, и число возвратов — когда страница является актуальной и интересной.
Таким образом, хорошая посещаемость ресурса, привлечение уникальных пользователей, удобство и структурированность интерфейса, соблюдение других принципов оптимизации станут решающими факторами при ранжировании.
Инструменты оценки поведенческих факторов
Поведение пользователей наиболее серьезно в своей работе учитывают поисковые системы Яндекс и Google. Яндекс может собирать информацию о поведении посетителей прямо из поисковой выдачи.
Инструментами для учета пользовательских факторов в Яндексе являются Яндекс.Метрика и плагин Яндекс.Бар. Поисковик Google предлагает использовать сервис Google Analytics.
Методы накрутки и борьба с ними
Накрутка поведенческих факторов — инструмент, которым пользовались поклонники «черных» методов продвижения. Спам-методов существует масса, но наиболее часто используются три: это создание бота, эмулирующего действия тысяч посетителей в длительный период времени. Второй метод — использование программ, копирующих действие посетителей. Ну а третий — это привлечение пользователей с помощью спама, а также других специализированных сервисов.
Естественно, что поисковые системы ведут борьбу с такими способами. Идет регулярное отслеживание сайтов — особенно тех, которые за короткий период времени набрали значительную посещаемость. Первое, к чему приведет обнаружение накрутки поведенческих факторов — значительная потеря позиций в рейтинге поиска, в некоторых случаях даже блокирование ресурса в поиске. Для серьезного интернет-ресурса это непоправимый удар по репутации.
Несмотря на это, в Сети до сих пор существует множество компаний предлагающих «быструю раскрутку сайта» за счет искусственной накрутки пользовательских факторов. Иногда это приносит положительный результат – но, увы, недолгий.